Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Если есть нечто, что мы хотели бы изменить в жизни, мы прежде должны задуматься, не является ли это тем, что нам нужно изменить в себе.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Архив событий - Доклад Ю. Жемчужниковой


Доклад на Московской Международной конференции
«Юнгианская психология на пороге перемен» июнь 2010


"Мутации в пространстве Юнга"

Ю. Жемчужникова


С первого взгляда представляется почти невозможным,

чтобы самые сложные органы и инстинкты
 могли образоваться и усовершенствоваться НЕ путём воздействий,
 хотя и подобных человеческому разуму, но неизмеримо его превышающих,
 а постепенным накоплением бесчисленных незначительных изменений,
 каждое из которых было бы полезным для его обладателей.
Это затруднение, хотя оно и представляется нашему
воображению непреодолимым, нельзя признать действительным...

(Ч.Дарвин «Происхождение видов путём естественного отбора»)

«Но кто захочет об этом слышать?
 Так что давайте, скажите, что всё это
 смешно ,заумно, слишком...»

Дж.Холлис «Грёзы об Эдеме»

1.
Для разминки – мои эсхатологические  находки/фантазии. Конец света – это на самом деле Конец Времени. Конец календаря майя. Календаря вообще как отработанного алгоритма. Пост модерновая моделька «время-деньги» отмирает. Цепочка моих размышлений следующая:

Постмодерн – век умирания, вырождения привычной реальности. Часто идут споры существует ли реальность или только симулякры.
Ну, я могу засвидетельствовать: земля всё ещё существует, на ней растет реальная трава даже та, что похожа на пальмы в районе Чернобыля. Постмодерн смыл привычную реальность, реальность консенсуса, что было куда скорее консенсусом реальности .

Ему пора кончаться. Как может называться следующее время, время конца и начала, как смысл имени Ноах (Ной)? Я усиленно размышляла на эту тему, задавала этот вопрос людям и не только. Я дошла до идеи Белый век. Хорошее название (Сатья Юга). Но неожиданно я поняла, что следующего века не будет. Время как общепринятое понятие, как нечто лишённое связи с пространством, Космосом, Человеком, время связанное только с абстрактными цифрами, машинами и планами заканчивается. Это отдельная большая тема.

Скорее всего, будет Белое пространство. И когда я дошла до этой мысли, Вселенная завела меня в Книжный, и я уткнулась глазами в совсем  белый глобус. Такой вот символический ответ. Однако глобус закреплён и кое-что на нем нарисовано, скорее это «прибор для демонстрации невесомости» (школьное учебное пособие из 20-го века – матовый белый шар с батареей и простой электрической цепью внутри; когда его подбрасываешь, цепь замыкается, и загорается лампочка, что доказывает наличие точки невесомости).

Спасибо Постмодерну, спасибо Бодияру – всё умерло. Деньги, алгоритмы, экономические модели. Умирает идея Времени как контроля и планирования в определённых пониманиях. Идёт эпоха пространств.
Только не путайте, пожалуйста, со структурализмом. Я говорю не об измерениях пространства с помощью линеек, а о Космосе, голографичности.

Сон. Мужчина 34г. Биржевой игрок преподаватель. В начале экономического кризиса 2009г. видит сон.

«Денег больше нет, золотые запасы обесценены. Наша страна выпустила новые деньги под обеспечение того, чего у нас больше всего – земли. В обращении талоны с метрами и сотками причём привязанными к реальным территориям. Можно при желании собрать себе гектар и забрать его.» Дальше личный контекст. Но эту часть сна я отношу к шамански-коллективной.

Я сейчас пишу книгу – продолжение «Чайки Джонатан Левингстон» Р.Баха. Идея такая: теперь стая не ловит рыбу. Стая теперь живёт на городской свалке, где всего вдоволь и основное занятие – занять время. Даже полёты принимаемы как развлечение. Открыта школа имени Флетчера, аттракционы и т.п. И теперь герою чтобы пробудить стаю, нужно вернуть её к морю, напомнить, как ловить рыбу для пропитания и для чего собственно полёты, и кто такие чайки... Я попытаюсь провести параллель между ловлей рыбы у чаек стаи Джонатана и у Старика Хемингуэя.


2. Юнгианцы. 


«Я могу лишь желать и надеяться, что никто не станет «юнгианцем»… (К.Г.Юнг)

Эта тема по справедливому обобщению Самуэльса обсуждается каждым уважающим себя аналитическим психологом. Не обойду её и я.

Вопрос «можно ли быть юнгианцем?» ничуть не хуже старенького: «Один критянин сказал, что все критяне лжецы». Я бы так предложила такой вариант: «настоящий юнгианец - не юнгианец».
Думаю основных причин наличия,  всё-таки, юнгианцев – две.


1 – удобство фамилии (что вобщем редкость). Значительно больше шансов на появлении школы Хегайцев, чем школы учеников Раевского или скажем Папандопулуса... Юнгианство – звучит красиво.

2 – (согласна с Самуэльсом) некоторая провокация со стороны Юнга. Эта провокация звучит так: «не ходите за мной, ищите истину сами, я лишь говорю, что она есть и её можно обрести». До него уже были такие провокации, самая очевидная –Иисус. Эта провокация породила невероятно противоречивую и болезненную религию и цивилизацию на тысячелетия.

Более спокойный результат получился у Сидхартхи.

Призыв «не быть как я, а быть собой как я» трудно воспринимаем по причине большой неопределённости и необходимости большой работы. По этим причинам он может игнорироваться или вызывать раздражение.
Хорошо, что руководителям МААП удается создавать уникальную обстановку порождающую развитие и среди моих коллег люди героически преображающиеся, мутирующие. О направлениях развития я и хочу поговорить.


3. Порог перемен. Пространство Юнга


(Фильм 1)

Порог перемен... Юнгианство действительно стоит на пороге. Стоит ... на пороге. Задержалось на пороге.

Я очень согласна с утверждением г-на Гигериха, что «большая часть современного реально существующего Юнгианства - это инфляционные рассуждения о мифических паттернах в нашей жизни или нашем личном мифе, о богах, священном или становлении души, которые, делая вид, что служат душе, на самом деле служат для отвлечения от сегодняшнего фактического локуса души и всего лишь предназначены для развлечения эго».

Представьте, что Ницше, одержимому идеей эволюционного ухода со сцены Человека и прихода Сверх-Человека, мы бы сказали, что всё это на символическом уровне и отыгрываемо в песочнице.
Тогда как эволюция и мутации происходят в совершенно реальном плане. Но о мутациях чуть позже.

Тогда на пороге чего мы стоим? Думаю, на пороге пространства, которое я полагаю можно назвать Пространством Юнга. Просто в его честь.
Юнг говорил о реальности души. Это понимается обычно только как разрешение о ней думать и говорить. Юнг вытащил символический уровень в реальность. Душа живет на символическом уровне, и она реальна. Мы пытаемся затолкать обратно.

Юнг строил башню и 14 лет писал Красную книгу. Мы говорим: «хорошо, давайте разыграем это в песочнице». Мы говорим: «видите эти символы – это душа». Сначала это символы, потом (это жуткое слово) симулякры.
Мы критикуем Фрейда за нежелание смотреть в глаза клиентам. А сами? Играем в колбы, контейнеры, сосуды.  Мы не идём дальше в развитии. А вопреки надеждам Мэтра продолжаем быть юнгианцами и быть в рамках его идей.

Мы засиделись. (Помните у Б.Гребенщикова есть песня «Сделать шаг» «И цветы абрикоса... как страшно сделать шаг»). Теплые кабинеты, помогающая профессия, деньги, красивая парадигма. Страшно сделать шаг.
Но все, кого мне посчастливилось знать в сообществе, работая, соприкасаются с тем, что психологию, в том числе и работу с клиентами невозможно удерживать в рамках кабинета, за его дверью. И защитой становится то, что мы делаем дверь прозрачной.

Эта закрытость и ведет зачастую к выгоранию.

Важно на мой взгляд понять, что Юнг как и Фрейд сделал огромный скачок-прорыв в общем осознании души и психологии. Описав алхимические процессы трансформации, дав термины, Юнг прошёл очень далеко и остановился там куда смог дойти и наверное куда на тот момент могло дойти осознание. Он остановился у стеклянной стенки алхимического сосуда.
Юнг говорил о Самости, Инициации... Мы помогаем клиентам прожить трудности, почистить комплексы, разобраться... и?

Почему клиенты идут в аналитики (и аналитики в клиенты)? Стать аналитиком – следующий уровень защиты. Выйдя на порог, мы возвращаемся обратно, рассказывать другим о том, что видели. И клиент, которого не пускают обратно, строит свой кабинет рядом.

В Суфизме есть понятие «стоянка». Это важный этап Пути. Вопрос отправляемся ли мы дальше или застреваем и становимся «Учителями».

В том, что я пришла к верным выводам, меня убедило то, что (как не стыдно в этом сознаваться) я прочла о стадиях развития по Юнгу позже своих собственных выводов. Мы находимся на пороге шестой стадии. Стадии экологии, соединения Эго и бессознательного и природы, мира. Давно прожито и мистическое слияние и развитие Эго и его инфляция. Пятая стадия – стадия стеклянных стенок и дверей – по сути, пороговая стадия страха и подготовки, разглядывания и нерешительности. Чудесная вещь Б.Вербера «Наши друзья человеки» о стеклянных стенках. Вербер со свойственным ему юмором поместил снаружи инопланетян, но если присмотреться к современной цивилизованной жизни, она наполнена этими самыми границами, решётками, стеклами в которых люди держат себя и друг друга.
 

Мы строим свое обучение и работу на старых греческих мифах. Часто говорится о необходимости новых. По-моему их достаточно уже.

О чём первая книга про Гарри Поттера?
Большинство так увлечено разными яркими идеями вроде детей-магов, платформы 9и3/4, игры сквидич и прочего, что сюжет теряется. Признаюсь, я тоже его услышала только  когда 3-е поколение моих детей село смотреть фильм.

«Гарри Поттер и философский камень». Добрые Старые Маги хранят и прячут философский камень, который пытаются добыть Злые Старые Маги. Старые маги боятся даже говорить о нём и в конце концов уничтожают, чтобы он никому не достался – довольно мудро. Философский камень дает Старым магам силу и бессмертие. Молодые маги ничего этого не понимают. Они говорят о том, о чём нельзя и ходят в запретные комнаты, они уживаются с «маглами» и Старыми магами, будучи Другими.

В своих дневниках Юнг описывает трудное противостояние, борьбу за него между Духом Глубины и Духом Этого (настоящего) Времени. Борьба эта повергает третий персонаж – его Человеческое в трепет и ужас одиночества. Дух Глубины требует от К-Г. усилий по исследованию потаённых мест его души и передаче добытых откровений. ДЭВ . олицетворяющий рациональность не в состоянии противиться ДГл.

Интересны имена.

Рациональность, социальность увязана со Временем, пребыванием здесь и теперь (во сне или в воображении мы не здесь и не теперь). И сейчас мы приблизились к умиранию этой связки рацио-время.
Глубина – старинный символ психики, принятый с тех времен, когда предполагалось, что невидимым может быть только спрятанное, и если мы не видим другую сторону земли, значит там океан, драконы и т.п.
Этот эпитет спрятаности безусловно близок Юнгу, как «интроверту».  Однако, я фантазирую, что если бы он жил в наше время развития физики и космических достижений, метафоры могли бы быть другими. И им пора быть другими! Собственно Юнг  знал это, просто время возможно не пришло.

В чудесном труде С. Раевского, Л.Хегая « Методы аналитической психологии К.Г. Юнга» справедливо замечено про рамки . Сосуд, контейнер , кабинет защищают от страха. Чей это страх? Конечно, страх клиента. Да, но тот, на который мы откликаемся, потому как, он есть в контр-переносе.

Мы помним, как нам было страшно и страшно с клиентом. Это напоминает мне идеи с инициацией подростков, которые должны якобы обязательно пройти через ритуальную смерть. Есть абсолютная уверенность, что эта символическая смерть – расставание с детством и она нужна для их перехода. При этом упускается потребность социума в убийстве. Мы боимся новых детей мутантов подобно тётушке Петунье. Но это отвлечение.
А вот ещё одно. Это история про хозяйку, которая перед тем как положить картошку в кастрюлю всегда режет её на три части. Муж спрашивает, зачем она так делает, она отвечает: не знаю, так всегда делала моя мама. Мужчина идёт к тёще и получает тот же ответ. К её матери – тот же результат. В конце концов он отыскивает древнюю прабабушку жены и спрашивает её: почему все женщины их семьи режут картофелины на три части перед варкой. Бабушка отвечает: «так котелки были раньше с узким верхом, а картофелины во какие!».

Страх раньше тоже был во какой. Можно только пытаться представить, как страшно было Карлу-Густаву.

Несколько картинок из эволюции аналитической работы

Алхимик в подвале с сосудом. Послание: абсолютное таинство.

Католическая будка для исповеди. Послание: не бойтесь, я не вижу Вас, Вы меня и никто нас обоих.

Православная исповедь. Послание: Не бойтесь, таких тут целая очередь. Этакая пост модерновая защита толпой и шумом. Священник выслушивает пригнувшись, но чуть отстранённо, исповедующийся отстояв очередь, отделяется от неё и рассказывает полушёпотом, защищённый пением и службой. Отсутствием внимания остальных и условным пространством. Работу аналитиков и священников не зря часто сравнивают: выслушивает. Выносит всё, отпускает грехи, подводит к сакральному...

Кабинет аналитика ничем не отличается кроме цивильности.


4. Теперь о тех изменениях, которые я вижу, как давно ждущие нас у порога.


Время анализа. Время консультаций умирает вместе с остальным формальным временем. Это происходит давно. В юнгианском анализе нет временных границ, он переплетает прошлое, настоящее и будущее. Время встреч аналитика и клиента – это реперные точки, ибо работа идёт всё время, если это качественный анализ. Это уже не общение или сливание проблем во время встреч, это совместный выход в реальность души, где нет времени.
Клиенты и аналитики должны оба это признавать. Клиенты часто признают, а аналитики пока держатся.


Пространство кабинета – не рамки, не контейнер, не утроба. Возможно, всё это нужно временно в терапии (хотя и здесь у меня есть сомнения). Кабинет это скорее портал, дверь, площадка...

Рис1 Линия жизни


Предоставляя клиенту находящемуся где-то в точках 2-3 кабинет, как контейнер, мы предоставляем ему утробу (т.1) или могилу (т.4). Но если мы рассматриваем Бытие шире и готовы в анализе идти дальше травмы рождения и страха смерти, то кабинет аналитика должен быть пространством для точек 0 и 5. Это скорее космос, может какой-то ориентир в нём, спутник, станция?

Думаю, метафоры могут быть разными. Важно, чтобы они существовали. Непростительно в век космического развития и квантовой физики, оставаться в узком языке метафор Гомера или даже Коперника. Мы сами в постоянном регрессе ждём от клиентов снов про воду, пещеры и башни получаем их.

Хотелось бы показать вам рисунки моего 3-х летнего внука, который рисует всем человечкам нечто на плечах, объясняя, что это «лопатки, которые становятся крыльями, как у него». Должны ли мы анализировать это как фантазии или коллективные мифы. Или поддержать его в идее мутации? Или утверждать, как Дуртсы, что «никакой магии не существует».
 

И всё же. Что такое реальность души? Значит ли это, что Юнг доказал что душа присутствует в реальности консенсуса или консенсусе реальности., проявляется, обнаруживается как объект или явление, рука или дождь? Или это значит, что существует некая реальность души как параллельный, отдельный пласт реальности, который соприкасается с остальным, прорывается по 2-м сценариям – синхрониями и походами во «внутренний мир».

 

Давайте рассмотрим ещё вариант
 

 
 «Карта души».

Книга М.Штайна «Юнгианская карта души» чудесна, только в ней надо поменять некоторые термины, особенно в названиях глав. И она требует продолжения. Ибо шестой стадией развития она должна начинаться.


Мы живём и работаем с самооправдывающимися ожиданиями метафор берегов и плаваний. Метафоры изжили себя потому, что ушла эпоха опасных и неопределённых плаваний. Но мы продолжаем держаться за них.

Пришла пора выхода в открытый космос. Очень рекомендую Планетарий в Калуге или ночь в горах у моря.

Попробуйте представить, что такое выйти  из корабля в Космос в бесконечность, отсутствие верха и низа, безмерности расстояний, времени, веса, ориентации. Что есть корабль с которым мы связаны пуповиной, единственной нитью-ориентиром? Может наш Разум, Эго? Он этот корабль осуществляет связь с ЦУПом .


Наши дети, и не только, ходят в виртуальный мир. Он привлекает и завораживает отсутствием границ. А психологи пытаются определить для него границы дозволенного.


Грустная шутка про транс-персональное: «Чтобы получить транс-персональный опыт, погрузитесь в самую глубь себя...»

Мы очень любим эксплуатировать фразы типа «что наверху то и в низу», подразумевая всё туже столь потребную нам глубину. Патология всеобщего нарциссизма, когда все уверены и убеждают друг друга, что за поверхностью ручья есть бесконечность, второе я, второй мир. Да, внизу есть отражение всего вокруг, но не больше.


4. Постмодерн и третий возраст. Экосознание и Старость


Юнг и его последователи связывают 5-ю стадию развития сознания со второй половиной жизни, третьим возрастом. Всё это очень соответствует друг другу. Основные симптомы – страх, кризис, стеклянные защиты, надуманные названия. Следующий шаг пугает видимо ещё и тем, что возраст было бы хорошо честно назвать – старость. Это не помешает человечеству быть на подростковой стадии. Однако  развитие сознания соответствует именно старости и видимо не случайно люди стали жить долго и именно старики должны проделать сейчас большую работу.
Принятие старости и осознанный подход к ней – один из путей развития.


Матриархат, патриархат – пройденные этапы. Что дальше? Возрождение женских ценностей? Как бы не так.

Власть детей и стариков. Отличающаяся тем, что им эта власть не нужна. Они влиятельны, но не стремятся к влиянию.

Л.Хегай хорошо сравнил фильмы про ковбоев «Красная река» и «Австралия». Первый отражает маскулинные ценности «настоящих ковбоев». Во втором депрессивный ковбой нанимается на работу к красивой женщине, тоже потерявшей ценности. Ведущим оказывается маленький мальчик метис, поддерживаемый древним дедушкой.

Мультфильм «Аватар». Дети и старики сейчас в ответе за мир. Только они, похоже, могут что-то сделать. Власть перешла к старикам, и если они здоровы – они должны отдать её детям, а те уничтожить.

Кстати, мультфильм-аниме «Аватар» отличается от одноименного фильма в частности отсутствием стариков и детей, и это отличие показывает для меня отличие реальности от консенсуса  о ней. В мультфильме – настоящая мистическая реальность, в фильме – болезненная фантазия о возможности попадания в неё с помощью техники, специалистов и снов.
 


5. Задачи


5.1. Реальность души в пространстве. Это как история с Фрейдом и Юнгом. Всё о чём они говорили было реальностью и до них. Реальностью, но не логосом. Заслуга ученого в формулировании.
Голографичность мира очевидна, реальна. Также реальна эволюция, общность и широта души и сознания. Исследователи психологии должны описать язык этих территорий, точнее пространств. Особенно после того как исследователи постмодерна вроде Ж.Бодрийяра  описали смерть предыдущих терминов и алгоритмов.

Экологичность не в общепринятом опошленном смысле, а в том, что у Циолковского и К.Сагана, в смысле осознанности.

Экология – затасканный термин как впрочем и психология. И, также, кстати, удивительно  вызывает спектр эмоций от отвращения до ужаса в разном диапазоне у всех, кроме тех, кто находится внутри. Страх познания.
Чем аналитическая психология отличается от психоанализа – тем, что в итоге не анализ, а логос. Аналитическая психология – это путь от анализа к познанию. И здесь включается страх инфляции и страх неопределённости. Он очень страшный. В одной из своих статей я сделала опечатку  (страх неопределённостиJ).
 

Вернемся к последовательности (будка для исповеди... кабинет). Что дальше?  Буддийская медитация?  На меня глубокое впечатление произвел Сатья Саи Баба во-первых, ощутимой реальностью своей работы, во-вторых, тем, что он говорил: «зачем вы едете ко мне и молитесь мне – идите и работайте, каждый должен сделать свою часть в своем пространстве, а пообщаться можете со мной и так, в любом месте в любое время».
Страх пространственной работы.
 

5.2. Алхимический сосуд и аналитический контейнер – пора разбивать.

Алхимия зашла в тупик из-за сосуда, который мы так любим и бесконечно эксплуатируем. Но дальнейший путь развития в растворении этого сосуда.
Сосуд, границы – нужны, но это этап, который мы проживаем. Какова дальнейшая работа?

Арнольд Минделл почему не юнгианец? Для меня так > многих.  Его геопсихология великолепна, в ней нет ни слова о границах, и при этом она весьма органично продолжает разработанное Юнгом.
Следующее понимание Человека  – это не сосуд, а  вектор, причем спиралевидный или ещё какой-то. И то этот вектор нужен только для рисовальщиков.

Душа – вокруг этого вектора и она, безусловно, голографична. Но мы вслед за Юнгом (вслед!//) принимаем общность безсознательного и никак не хотим идти дальше – в общность сознания.

В этом плане интересно узнавать, что ведущие мировые специалисты по кибернетике сейчас работают над проектами, считающимися самыми передовыми в области искусственного интеллекта  с  названиями образованными от слова «стая» «Swarm-bots»  (стая роботов) и «Swarmanoid» (стае-подобные). Наблюдая за успешными объединениями рыб, птиц, насекомых, животных люди выявили основные признаки успешной стаи или если хотите правила стаи:

- общие цели;

- реализация индивидуальности каждого;

- не нарушение дистанции.

Идеи стаи против идей стада или одиночки?

Это я о том, что психология отстает опять от физики. Они уже там, а мы всё на пороге...

Я думаю, что термин «безсознательное» вообще неверен, устарел, как понятие скажем «край земли». Мы часто путаем сознание и разум, сознание и осознанность. Сознание безконечно, повсеместно и коллективно, оно =Духу, но проявляется оно как в осознанном, так и в неосознанном.
 

5.3. Необходимо понимание асинхроний.
Я приезжаю к подруге, не зная № квартиры, жду, что она меня встретит. Подождав у подъезда несколько минут, пишу ей смс. Она открывает дверь, ворча, что она давно смотрит меня в окно с другой стороны.
Вот такие случаи асинхроний следует изучать.

Или вот. Моя вторая беременная дочь ругает меня: «ты мам прокололась!». Она прилетает с мужем после 2-хмесячного отсутствия. Их встречает свекровь и спрашивает по дороге из аэропорта: «позвонила маме?». Мой ребенок отвечает: «Мама итак знает, что мы прилетели всё хорошо». И тут от меня всё-таки приходит смс «прилетели?».

Вот эта потребность в смс, звонках, проверках и конечно, рассогласованность следует изучать. Когда А думает о Б, если Б звонит – мы называем это синхронией. Но возможно Б в это время или перед или после слушает любимую музыку А или находится в значимом для обоих месте или звонит их общему ребенку... и т.д. В таком случае можно предположить, что асинхроний вообще не существует, а существуют явные и неявные. А с учётом того что Время теряет позиции речь вообще идет о взаимосвязи. Ещё Будда говорил о тотальной взаимозависимости. И конечно Юнг говорил о неказуальных связях. Как мы работаем, живем с этим?

Мы давно подошли к этому, давно знаем, что дальше?

А дальше – работа.

Отказываясь от идеи менять мир, начиная с собственного ребенка, супруга или клиента, меняться самому – мутировать. В первую очередь менять точку зрения на человека. Та мутация, о которой говорил Заратустра, давно назрела. И помните: никакого символического уровня.
 

5.4. Новая психологическая работа
должна быть собственно почти такая же как старая, если её понимать.

В первую и все остальные очереди психолог работает над собой, своим развитием, своим пространством.

Благодаря этому он создает пространство аналитическое или терапевтическое. Только оно отличается от контейнера и сосуда, как живое дерево от гроба. 
Мы воспринимаем психическое как бесконечное, условными границами служит «предел» осознавания, чувствования. Человек, которого мы видим глазами – репер в этом пространстве. Так же и психолог  создаёт пространство репером, которого является он в кабинете.

Думаю, никто из работающих в юнгианской парадигме не будет утверждать, что отношения клиент-аналитик ограничиваются стенами кабинета. Клиент общается с аналитиком сознательно и бессознательно за рамками сессий, аналитик также. Здесь у каждого найдётся множество примеров, в том числе и синхроний.

Наиболее поразивший меня случай из моей жизни. В довольно респектабельном московском кафе я обедаю с коллегами, и в чиабате с помидорами и сыром мне попадается кусок стекла. Я порезала язык, и рот был полон крови. Это ощущение было сильным и неприятным, конечно. На следующий день мой клиент рассказывает свой сон, в одном из эпизодов которого он покупает девушке пачку томатного сока и, открыв, пробует его, и там оказываются стекла. Клиент описывает смесь крови с томатом, которую я хорошо помню на вкус. Сон был накануне произошедшего со мной. Конечно, это страшно, это не жуки на окне... Но этот страх не может быть решающим. Или может?

Мы старательно забываем, что только такой опыт можно называть трансперональным, а отнюдь ни «глубоко личные» индивидуальные переживания.
Никаких границ не существует, как бы мы их не сочиняли. Пора перейти на следующий уровень защит – дистанции.


Развитие сознания в филогенезе и онтогенезе по Юнгу, Нойману, Штайну:


- мистическое слияние
- развитие Эго, проекций
- Развитие суперЭго, абстрактного Бога, Истины.
- инфляция сверхразумного человека
- осознание контакта Эго – психика   -  суть прошлой Юнгианской психологии
- соединение физического и психического мира – синхронии  - (не отслеживание, а реализация?!!)
- зеркальное сознание, голографичность - ?
 

Ницше: человек- сверхчеловек – бог
Йоги: человек – сверхчеловек – йог
Мы: человек – психолог – юнг


Кто будет после человека разумного? Человек играющий осознано.

5.5. Новый язык:

Глубинная (психология)  -  пространственная, эволюционная
Внутренний мир  -  селф / личное пространство
Игра в символический уровень
Безсознательное – неосознанное
Стремление К целостности
 

(я тут специально пишу беЗсознательное, чтобы обратить ваше внимание на игру этого слова.)
Термины «интроверты» и «экстраверты» тоже должны быть переобозначены. Также как Информация по сути является Аутформацией. Интроверты – фактически аутисты, те кто менее сосредоточен на более узких социальных планах, возможно в силу концентрации локуса сознания где-то ещё, а Экстраверты – более проявленные и заужающиеся.
 

6. Информационный уровень, хаос
Контакт на разных уровнях
Топографическая, динамическая модель.
Мы живём в информационном мире, переросши энергетический.
Это хорошо видно на эволюции партнерских отношений. Физическая помощь, эмоциональная помощь, информационная помощь.
«Он меня не хочет, не хочет, не хочет... Понять не хочет». (молодёжная песня Насти и Потапа Каменских)
Конфликт, возникающий на информационном уровне и неспособный там разрешиться,  переходит на эмоциональный, психический уровень, потом на физический. Развитие идет в противоположную сторону. Наша задача учиться работать там. Однако информация вопреки своему неверному названию беспредельна, неограниченна и неупорядочена.
Юнг  подошёл к этому. Он увидел связь с современной физикой, он ориентировался на труды Кеплера, он говорил о Хаосе и его узорах. Однако успокаивающе искал и в нем порядок и узоры мандал.
Хотя основная часть населения планеты на сегодня ещё не согласилась даже с Коперником, нам, однако, пора приглядываться к смелости Джордано Бруно, предложившего человечеству отказаться от идей неизменности, ограниченности и упорядоченности Космоса.
 

Мы говорим, что терапия начинается, когда человек готов отказаться от привычных защит и механизмов адаптации. Но мы всегда оставляем ему метафору «внутреннего мира» как последний оплот.
И готовы ли мы отказаться...

 

Часть 2  Мутации.
Они уже идут, они неизбежны. При этом очень пугающи. Мутанты для большинства = монстры.

Фильм- нарезка  «Мутации».

основные идеи:

1) фантазии - мутации происходят независимо от сознания, усилий, желаний («Нажми на кнопку – получишь результат»;
2) мутации – узконаправленные физические отклонения, «уродства» – тоже миф;
3) мутации – это страшно, нужно «оставаться человеком».

Основные защиты от нашествия мутаций:
- это они а не мы и их надо уничтожать (изолировать, контролировать)
- Это символический внутренний уровень и это можно отыграть в песочнице и продолжать «жить как люди» (бедный Заратустра!)


Страх мутаций – комплекс Лая. Отцы это делают с сыновьями – обездвижить, связать и с глаз долой. Иокасты приспосабливаются по-своему – остаться молодой и выйти замуж, делать вид, что ничего не происходит.


Чем мы отличаемся от других существ? Разумностью? Как часто мы думаем? Конкретно в день и не о всякой фигне. Как справедливо замечает Гигерих, Юнг считал, что австралийские аборигены посвящали душевной работе 2/3 своего времени. Нам не надо к ним возвращаться, потому что душевная работа сменяется осознанностью, но надо пересматривать приоритеты.


Что такое мутации – изменения на генетическом уровне с приобретением новых качеств или серьезным развитием существующих.  ГМО.
Модификации – контроль. Мутации – безконтрольность.
Модификации – это когда люди выводят коров с полезными для человека свойствами, и которые не могут существовать, выжить без нас.
Мутации – чудища, пусть те же коровы, выжившие в зоне Чернобыля.
В этом плане весьма интересен ещё один современный миф – работа Дмитрия Глуховского «Метро-2033».


Что такое остаться человеком? Отсутствие хвоста, крыльев, второй головы, новых способностей? Т.е. сохранить привычное строение тела (фильм «Люди Х»)? Или ограниченные способности, разумность, как привычный ограниченный взгляд («Гарри Поттер»)?
Одна из интересных фантазий у Глуховского – библиотекари. Мутировавшие сотрудники Библиотеки имени Ленина, которые живут среди разросшихся пальм, вьюнков-лиан и книг и съедают любого, кто шумит.


Мутации в онтогенезе – люди науки, искусства, спортсмены – династии. Народы – приспособление к среде. Одни торгуют и хитрят, другие пускают всех и ассимилируют.
В частности еврейство. Мой прапрадед сделал всё по Дарвину – вырвал своё семейство из Гомельского местечка и вывез в Москву с идеей – образование – это главное. Часть семьи выжила во времена всех репрессий за счет профессорского состава семьи, мой папа вырастил 3-х детей, написав 10-книг и тоже став профессором, брат в 34 без педобразования выигрывает региональные конкурсы  «учитель года», его сын во 2-м классе хорошо решает квадраты и создает виртуальные мультики. Влияние среды?- да. Но врожденные признаки никак нельзя не заметить.


Фильмы и книги как коллективные сны о мутациях отражают три основные тенденции:
- мутации это страшно, от них надо избавляться
- мутации привлекательны
- мутации происходят без усилий, сами собой.


Фильм «Аватар» в этом плане особенно интересен. Герой – Дж Салли  мутирует во сне и при помощи учёных. В этом плане это конечно сон про анализ. И мы с удовольствием подхватываем эту тему, вместо того, чтобы посинеть, научиться двигать ушами и ходить босиком.
Насколько мутации могут быть осознанными? Мы признаем их, но только «в границах разумного»! А при этом именно разум как основной признак человека и должен мутировать.
На смену Человеку Разумному идет Человек Осознающий, Познающий, Экологичный.
В этом особый смысл утерянной и требующей возрождения Культуры Старости.


Естественный отбор и искусственный отбор – весьма искусственное разграничение, которым мы, тем не менее, очень дорожим.
Дарвин писал, что в природе происходит нечто похожее на то, что делает фермер при выведении породы путем искусственного отбора и это можно назвать «естественный отбор». Разница как видим в том, что там, где «отбором» занята природа – это скорее приспособление, совместная мутация среды и организмов, делающая их более живучими. Там же, где отбором (без кавычек) занят человек, он приспосабливает его под одну свою конкретную задачу (больше жира, больше мяса, больше молока...) и делает организм всё менее и менее способным к выживанию. Искусственный отбор в большинстве своем ведет к вырождению породы и её зависимости от человека. ... И наоборот.

Отбор    -  не разумный («естественный»)

- разумный       -  неосознанный (искусственный)
- осознанный

Так вот, на стадии осознанности, отбор почти и перестает быть отбором.


То же и с мутациями.
Однако, вопрос естественности и экологичности чего-то весьма условный. По замечательному замечанию С.Раевского «почему Вы думаете, что стиральный порошок менее экологичен, чем песок в реке?». Только потому, что человек сам себя исключил из «окружающей среды» и природы. Человек по каким-то неясным причинам изо всех сил старался быть как можно менее естественным, природным, животным – в этом всегда заключалась суть человека культурного.

У меня в ответ Станиславу родилась такая шутка. Поскольку человек диффузионно  растворен в «окружающей среде», в мире, он пытается выделиться из неё химическим путем.
Ему это удалось. Сепарация прошла. Время нового этапа. И звучит он отнюдь не как «назад к природе», а так – «мы - часть Земли и Вселенной, вопрос насколько осознанная и здоровая».
За прошедшую эпоху мы несказанно развили собственный искусственный отбор, главная отличительная (от естественного по Дарвину) черта которого – он не на пользу выживания вида. Зато он дал нам видение управляемости мутаций.

Человек домашний смотрит на Человека дикого со страхом отвращением и интересом, как пудель на волка, домашний гусь - на дикого. Мы называем свою культуру цивилизацией, жестко обозначая приоритет и власть городов.
Современный город дает уникальные механизмы защит от личных страхов (в основном это коллективные страхи) и взамен забирает у человека пространство.

Мистерии раньше проживались. А что сделал психоанализ с Эдипом?

Нужны новые мифы – космические и проживание их.
Если Вы спросите меня, как работать? Я спрошу: каков ваш миф? Расскажите его себе и попробуйте услышать, какое отношение он имеет к пространствам мифов Фрейда и Юнга (или м.б. Леонтьева?)


Один из очень удачных вопросов в аналитической работе: где Вы сейчас? Ведь наше детство, например, это всегда в большей степени пространство.
Популярный вопрос «чем человек отличается от животных?» для меня имеет один ответ – этим вопросом (другие ответы куда менее очевидны). Человек так увлёкся страхом энтропии, что почти потерял способность к ней.
Тогда как другие психологические направления заняты улучшением адаптации эго, юнгианство занято его развлечением и отвлечением. Это не хорошо.

А задачей могут быть реальные мутации, реальная эволюция.


Алхимия и мутагенез

Иногда аналитики делят интерпретации на поверхностные и мутационные. Мутационные интерпретации отмечают поворотные точки анализа. (Раевский, Хегай. Методы аналитической психологии Юнга)

Мута́ция
 (Википедия) — стойкое изменение генотипа, происходящие под влиянием внешней или внутренней среды. Процесс возникновения мутаций получил название мутагенеза. Мутации делятся на спонтанные и индуцированные. Спонтанные мутации возникают самопроизвольно на протяжении всей жизни организма в нормальных для него условиях окружающей среды с частотой около 10 − 9 — 10 − 12 на нуклеотид за клеточную генерацию. Индуцированными мутациями называют наследуемые изменения генома, возникающие в результате тех или иных мутагенных воздействий в искусственных (экспериментальных) условиях или при неблагоприятных воздействиях окружающей среды.

Мутации появляются постоянно в ходе процессов, происходящих в живой клетке.

То есть традиционно мутировать можно либо случайно, либо под воздействием. Напоминает кое-какие идеи из старых психологов правда? Где воля?
В отличие от животных мы не просто мутируем под влиянием среды, но ещё применяем немного магии и алхимии.

      Алхимия и Мутагенез – очень близкие понятия. И то и др. – раскрытие, развитие потенциала. Всё отличие, пожалуй, в сосуде.

   Маг и алхимик Альфонс Леви в книге «Ритуал трансцендентальной магии» пишет.

«Алхимические трансформации – это всего лишь искусственное развитие естественных начал: мы не делаем золото, но помогаем Природе его делать.»

«Жизнь существ – это постоянная трансформация и её формы могут быть определены и обновляемы.»

Алхимия в сосуде. Мутация – в пространстве. Хотя большинство коллективных снов и фантазий именно о мутациях в «сосуде» .

И мутациях насильственных. Это в основном некое чужое или случайное насилие.

Ещё доходит до того, что это божественное насилие


 «Эта встреча с самостью... приводит к изменению мировоззрения, в результате которого может возникнуть новое ощущение Я. Никто из нас – тех, кому довелось пройти через такие грандиозные изменения, - не сделал этого по доброй воле. Нас притащили туда силой, подгоняя пинками и не обращая внимания на наши стоны, и нет никаких сомнений, что нас притащат туда снова.» Джеймс Холлис (Грёзы об Эдеме)
 

От нас требуют Свыше нечто большее. Мы готовы - так и быть...

Астине Егорян (письмо мне)
Мы говорим о муках, боли и страданиях, но мы забываем оговариваться, что это лишь о нескольких тысячах лет истории цивилизации выросшей на страхе и контроле.
«Будь тем изменением, которое хочешь привнести в мир» - говорил Махатма Ганди. Важна ли нам как аналитикам выгода от страхов и страданий клиентов?


Итак,
я формулирую следующие
задачи в Юнгианском пространстве:
- новый язык и описания души.
- новые «формы» (идеи) работы в пространстве нового сеттинга
- новая экопсихология
- возрождение новой культуры Старости, как один из механизмов вышеизложенного.
- новый уровень принятия неопределённости, хаоса
- осознанные мутации филогенез-онтогенез-мутагенез.

 

Дополнительные материалы


Информация

Может показаться, что я излагаю банальные вещи. Давно известные и очевидные. В каком-то смысле это конечно так. Всё это уже говорилось Буддой и Шри Ауробиндо, Юнгом и Раевским...
Но вот открываю журнал «Вокруг света» май 2010, в рубрике «наука, основы» статья Александра Сергеева, претендующая на раскрытие понятия «Информация». Статья называется «От сигнала к смыслу». Объяснение проводится на ярком примере: «сержант командует – взвод бежит».

Автор утверждает: «информация – не субстанция, она нигде не находится, а лишь удобный способ описания причинно-следственных связей между коррелируемыми системами». Автор предлагает развенчать «информационные мифы» и безусловно привлёк меня постулатом: «Внешний мир вещей и внутренний мир идей надёжно изолированы друг от друга. Физические сигналы не проникают в бестелесный мир идей, образов и смыслов, а образы субъективного мира не могут покидать сознание, как бы этого не хотелось.»

Возможно автор не знаком или не согласен с достижениями квантовой физики, но суть не в этом. А в том, что его позиция ясна и привлекательна в условиях огромного страха неопределённости, энтропии, хаоса.
Один из основных вопросов к аналитической психологии – на какой новый уровень принятия неопределённости, хаоса, она готова вывести общество?
 

Стеклянные стены


Бернар Вербер «Наши друзья человеки»
Инопланетяне, спасшие 2-х человек с погибшей Земли держат их в стеклянном ящике и наблюдают, как за хомяками. Дрессируют: плохое поведение – электрический разряд, хорошее – пища. Причём хорошим считается дружба. Спаривание.

В день прочтения книги я была в Москве. Я остановилась около детского сада. За железной решёткой дети играли под надзором воспитателей на спец металлических турникетах и огороженных песочницах. Горки, качели... Поиграв по правилам, они по расписанию пойдут получать пищу...

Затем полдня я потратила на оформление разных документов: приватизация, жилищные субсидии, паспорт сЫну. Сбор и сдача справок выкачали из меня всю энергию  когда меня очередной раз «завернули», я сорвалась на истерику. Я ходила с сыном  и дочкой от одного стеклянного окошка к другому и везде мне давали новое задание, и в конце - тупик – никакой еды. Я была крысой запутавшейся в лабиринте и впавшей в депрессию. Дочка успокаививая меня сказала: « а я вчера была в сберкассе и там операционист кричала и плакала, так её допекли». Да, я это видела – люди с другой стороны стенок моего лабиринта такие же крысы в неволе как я. То есть мы сами изобрели лабиринт, сами в него заперлись. И лишь порой умудряемся глянуть со стороны.
 

Порядок и определённость

 "В любом хаосе существует вселенная, в любом расстройстве – тайный порядок"
Карл Густав Юнг

 

«... единственным истинным признаком силы... психического здоровья является способность сносить вопрос за вопросом в отсутствие каких бы то ни было намеков на ответ».
Норман Мейлер «Крутые парни не танцуют»

Варе преподаватель – «нельзя быть такой разной». Мне тоже приходилось не раз в этой жизни принимать обвинения в неопределённости, многие воспринимают её как скрытность, хитрость или наоборот незрелость, неорганизованность... Общее одно – всегда раздражение, иногда кажущаяся неадекватной агрессия.
Цивилизованному человеку присуща очень большая Страсть к порядку.

Николай Курдюмов задаёт вопрос: почему глаз садовода радуют плодовые кусты, деревья ровными рядами? Так же приятны глазу рабы на галере?
Прямые грядки. Сын в 3 года попробовал походить а детский сад. Первые три дня его учили ходить и бегать строем. Через неделю он заявил, что больше туда не пойдёт.

Римские легионы.

Контроль, определённость, порядок. Таков наш язык, предпочтения, парадигма. Живя в ней мы обречены искать «тайный порядок», рисовать карты души и о-предел-ять всё что можно и нельзя.
Я не против существования порядка, он конечно есть, но мы слишком заигрались в него, забыв, что он лишь какая-то часть Вселенной, а вовсе не она.

В жизни мы буквально в рабстве прямых линий, квадратов, схем, времени, казуальности и т.п. Психология Юнга прекрасна тем, что дает возможность покидать этот мир и радоваться (или пугаться) красоте Хаоса. Но нам нужен новый язык и главное новый собственный взгляд на мир.

Из личных наблюдений. Картина мира. В какой-то момент я поняла, что хочу, чтобы это была акварель, но привычно рисую планы, схемы, карты, в крайнем случае – мандалы.
Страх беспорядка, хаоса, отсутствия границ – страх энтропии. Позволив этому страху стать ведущим мы выпадаем из этой самой энтропии, перестаем чувствовать её пользу и красоту, барахтаемся в ней, путаемся, создаем некий пузырь с внутренним миром и «окружающей средой».

Страх мутаций – комплекс Лая. Отцы это делают с сыновьями – обездвижить, связать и с глаз долой. Иокасты приспосабливаются по-своему – остаться молодой и выйти замуж.

Интернет раздражает старшие поколения именно очень большой безграничностью, бесконтрольностью.
 

Топология
Возможно, никакого движения вверх-вниз не существует. Это лишь удобная аллегория. Есть только путь проявленности и осознанности. Самость проявляется рождением и ростом, реализацией в социуме и далее. На этом то далее и бывает часто кризис.
 

Мутации голода

Массимо Монтенари «голод и изобилие. История питания в Европе»

Обитатели Римской империи голода не боялись из-за развитой инфраструктуры и сельского хозяйства, в основном земледелия. Под обжорством понималась страсть к фруктам. При отсутствии страха голода никто не стремится наестЬся от пуза. Основные продукты – хлеб, сыр, вино, оливки. А вот у древних германцев земледелие было развито слабо. К востоку от Рейна и северу от Дуная люди питались в основном свиным мясом и варвары «славились» культом обжорства. Способность много съесть считалась достоинством, а возможность – привилегией. Это значит, что данная нация пребывала во власти страха голода.
М.М. в своем исследовании пишет, что после краха Римской империи ситуация с продовольствием хоть и колебалась от голодных периодов к тучным в общей динамике постоянно ухудшалась до ХVIII века, который был по-настоящему голодным. Ситуация с продовольствием меняется только к концу Х!Хвека. Монтанари пишет, что окончательно голод ушёл из Старого Света лишь в конце 1950-х. Свидетельство тому – новые представления о красоте.

Окончательно ли?

Поколение помнящее голод ещё живо, более того, оно влиятельно. Мой отец переживший голодное детство до сих по неспокойно относится к пище. Мы выросли внутри этого страха, перерастающего в пищевой контроль и насилие.

Следующее поколение или удовлетворяет запрос обжорством или протестует анорексией. Пищевой контроль стал традицией. Он абстрагировался от потребностей организма, а стал методом дрессировки неизвестно для чего.
Следующее поколение – мутанты в смысле отсутствия страха голода. И если нас приучали к принятию пищи как собак Павлова по часам и нормам. То следующее поколение реагирует только на глютамат натрия и психологическую подачу.

На смену мифам о правилах питания приходят мифы о вкусности.

Сейчас набирается критическая масса исследований, публикаций, эмпирики реальных людей о том, что важность  еды – миф. Заметьте, я говорю о еде, пище в смысле поедания смесей продуктов растений и мертвых животных. Думаю вслед за разрушением нефтяного мифа и диктата будет разрушаться продовольственный.
 

Язык. Нужны новые слова.

Но и старые должны приобретать новый смысл, а может быть раскрываться старыми смыслами.

Например, слова «понять», «понимание», «познание».

Тайный порядок (скрытый во всем)

«Свой тайный смысл откроют мне предметы» (Б.Ахмадулина).

Один из самых распространённых запросов к анализу (и привычный смысл слова «анализ») – понять.

Под этим в старой парадигме подразумевалась некая логика. По Фрейду –логика, как казуальность, по Юнгу – что-то другое, вроде цели. Мне в этом смысле нравится слово целесообразность в смысле стремления к образу цели.

Понимание, познание как проникновение в суть вещей, слияние и становление частью голографической картинки.

Познание в старинном смысле секса, то есть становление одним и порождение нового.

В этом смысле оно должно стать ближе к чувствованию, но не исключать из работы осознание.

Например, если я говорю, что стала с возрастом лучше понимать своих родителей, то это отнюдь не заужается до прояснения логики их поступков. И также не заужается до того, что испытывать к ним больше нежности и сочувствия. Понимание включает это всё и оно больше.

Есть история-анекдот про жену Томаса Эдисона, которая ворчала из-за его постоянного отсутствия дома и бесконечного экспериментирования. Он раздраженно сказал ей:
- Да ты знаешь, что такое электричество!?
- Конечно, - ответила супруга, подойдя к выключателю,
- Вот так оно есть, а так – нет.

Говорят, что Эдисон, к тому времени 30лет изучавший электричество, заплакал.

И в то же время жил Никола Тесла, который становится популярным сейчас и который совсем не так как Эдисоны подходил к электричеству. И то, что он любил находиться внутри своих опытов с электричеством – отнюдь не фокусы.

Чтобы понять его электричество мы должны отойти от выключателя.

Всё это заложено в Юнгианской традиции, но требует, настоятельно требует Проявленности в практике, языке.

Когда я пишу, мне обычно мешают дети. Это раздражает и помогает. Вот сейчас сын пришёл «с биологией». Сейчас в школе насильно вводится практика тестов. Это довольно порочная идея одного правильного ответа. Вопрос: с чем связана потребность человека в сне? Варианты ответа: 1) фазы Луны; 2) вращение вокруг Солнца; 3) потребность организма в отдыхе. (Правильный ответ – 2!?).

Без комментариев.

Хлопок одной ладонью.


Целостность

Мы говорим о стремлении к Целостности. Это неверное выражение. Но очень привлекательное. Оно удовлетворяет наш страх энтропии, наше стремление к границам, закрытости, однородности и при этом оно развлекает наше Эго фантазиями о развитии.

Правильнее говорить о Стремлении Целостности. Если мы считаем, что Самость стремиться к реализации, пониманию, раскрытию, то некая законченная модель целостности, как однородной структуры нелепа. Целостность от слова цель предполагает общую нацеленность, сонастройку на цель, целее-со-образность.

 

Миф о «внутреннем мире»

Можно бесконечно приводить примеры из литературы и особенно юнгианской с разнообразными оксюморонами, вгоняющими в привычный транс фразами про погружение в глубину, во внутрь приводящее на бескрайние просторы...
 

Где истоки мифа о в.м.?

Можно, например, предположить, что это своего рода «зависть к матке». Если почитать любого исследователя развития сознания в филогенезе... вначале был матриархат, охваченность великими богинями-матерями, заботливыми и ужасающими, слитыми с природой. Мужская культура, пришедшая на смену, всячески порождала и развивала идею спрятанности внутреннего мира, как противостояние и возможно компенсацию неспособности рожать. Поскольку у мужчин всё снаружи им скорее всего потребовалось что-то сакральное внутри. Этот миф рос и укреплялся всё больше, чем шире открывался человечеству Космос, нестабильнее была жизнь и плотнее скопления людей, грубо нарушающие дистанцию.
 

Если человечество прожило эпоху матриархата, патриархата, то теперь эпоха детей.

(Это ярко получилось у Толкиена. Эльфы – носители матриархальных ценностей. Люди – патриархальных. Эпоха и тех и других ушла. Спасти мир могут только «недорослики».)

Эпоха детей, их лидерства, диктата, ценностей. И она же  - эпоха стариков.

Обе эти категории объединены обесцениванием как силы, так и привязанности, разума и эго-ценностей. Они почти асексуальны, их либидо выражается в магии и творчестве, игре и созерцании. Мир, в котором они живут и который насаждают – мир без границ и форм, разрывающий казуальность, зависимости и долженствования.

Старки весьма важны в этом плане. Многие дети боятся и не хотят взрослеть, среднее поколение стремиться назад в детство. Старики могут помочь увидеть соединение детских и взрослых ценностей, магии и эго, задать цель, обозначить надрациональные берега.
 

Мультфильм-аниме «Аватар». Взрослые воюют или приспосабливаются, дети маги пытаются спасти мир и обрести себя. За всем этим присматривает с минимальным вмешательством «Клуб Белого Лотоса». Это могущественные старые маги, применяющие свои способности только в самые критические моменты, а так – готовят чай, кряхтят, да посмеиваются, придерживая героев на опасных виражах.


Время

По справедливому замечанию Ж.Бодрийара время в прошлом веке стало основной единицей рынка, мерой, смыслом, ценностью. С.67 «Труд/услуга – не в значении феодальной службы, т.к. этот руд утратил смысл обязанности и взаимности...». Я бы добавила и результативности. Т.е. результатом времени снова является время.

Человек отрабатывает  40-50 часов в неделю (точнее проводит это время на работе), чтобы потом купить почасовую няню ребёнку и время строителей и сантехников, чтобы провести время в комфорте и безделье, купить время в фитнесе, чтобы восстановить тело, и время аналитика...

Вся эта система легко осознается если задуматься над смыслами слов «благосостояние» и «целесообразность» и уровнем их общепринятого извращения.

 

 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...