Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Если есть нечто, что мы хотели бы изменить в жизни, мы прежде должны задуматься, не является ли это тем, что нам нужно изменить в себе.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Дипломные исследования и рефераты - Реферат Юнгианская критика христианства



Юнгианская критика христианства. По книге Д.П.Даурли

Меркулова Ю.В.
Преподаватель Хегай Л.А.
Москва 2010

Произведение Джона П. Даурли «Болезнь по имени Человек» посвящена анализу отношения Юнга к религии, церкви и христианству в частности.
Автор раскрывает двойственное отношение Юнга к христианству, что, впрочем, в равной мере касается других мировых монотеистических религий (иудаизма и ислама).
Размышления Юнга о том, почему человечество во все времена было подвержено религиозным настроениям, привело его к новому пониманию религии и ее многообразных проявлений. Он стал воспринимать религию в широчайшем ее смысле как естественный продукт деятельности бессознательного. Рассматривая феномен религии и религиозности с психологической точки зрения, Юнг предположил существование архетипического образа Бога. Этот архетип очень силен и значителен, о чем свидетельствует высокая частота его проявлений на протяжении всей истории человечества.

С точки зрения Юнга все мощные, в том числе и религиозные, символы исходят из источников общих всему человечеству и определяемых Юнгом как коллективное бессознательное. В рамках такого взгляда христианские символы уже не могут пониматься, как посторонние, привнесенные извне. Они скорее являются отображением глубинной психической жизни человека и имеют мощный потенциал преображения, способностью к исцелению и возврату целостности.
В пределах этих размышлений Юнг воспринимает христианский миф как великий дар человечеству. Однако он в равной мере осознает недостатки христианства и возможные негативные последствия для его приверженцев.

Прежде всего, Юнг критикует стремление  христианства, что в равной мере касается иудаизма и ислама, убедить в уникальности своего откровения. Все притязающее на истину в последней инстанции на самом деле выказывает собственную ограниченность. Кроме того, подобная позиция провоцирует враждебное противостояние приверженцев различных направлений. История знает немало кровавых конфликтов во славу религии.

Юнг обвиняет основные западные христианские традиции в том, что они скорее преграждают, чем открывают,  верующему дорогу к истине, проводниками к которой они якобы являются. Христианство фактически отделилось от реального самосознания человечества и стало мертвым суррогатом целительного переживания бессознательного. Последствия подобной патологической концепции веры весьма разнообразны. С одной стороны это фанатизм, с другой стороны ощущение опустошенности и депрессия. Слепая вера, а это как раз то, к чему призывают богословы, требует полного отказа от себя, что приводит к абсолютной неспособности обрести глубинный смысл свой жизни.

Христианская церковь представляет человека лишенным внутреннего доступа к божественному. Человечеству отказывается в способности к мифотворчеству; каждому человеку в частности отказывается в способности переживать благодать, исходящую изнутри. Для Юнга подобное положение вещей означает крайнее презрение к человеческой душе как вместилищу божества.
Юнг осознавал исторический контекст, в результате которого произошло обнищание современной западной религиозной жизни. В основе христианского культа лежит моральное подавление влечений. Появление подобного культа явилось компенсацией в противовес необузданному разгулу либидо, которое в древнем обществе покушалось на достоинство многих жизненных проявлений. Но в дальнейшем достаточно быстро произошел разрыв с внутренним миром человека. Основными мотивами христианства очень скоро стали ориентация на внешний мир, догматический интеллектуализм и абсолютнейшая точность и аккуратность в исполнении предписаний. По мнению Юнга, исключительно сознательная и одухотворенная природа христианского мифа внесла свой вклад в современную болезнь личности и общества.
Христианскому мифу присуще разделение абсолютов добра и зла, разграничение духа и здоровой телесности. По мнению Юнга, божественное начало как порождающий источник всего должно содержать в себе все недифференцированные противоположности, включая добро и зло. А духовная однобокость теперь сама нуждается в компенсации через принятие телесного и инстинктивного.

Христианская традиция видит Бога везде, кроме человеческой души. Противоположные тенденции, делавшие упор на внутреннем мире человека, всегда воспринимались как еретические. К этим гонимым течениям Юнг относит ранних гностиков, мистиков, средневековых алхимиков, неоплатоников от Августина до Канта.

С точки зрения Юнга, идеальное религиозное, а значит и психически здоровое сознание, подразумевает Эго, питающееся животворящими энергиями бессознательного, не растворяясь в нем и не фиксируясь на том или ином проявлении. По мнению Юнга, если не произойдет восстановления связи с бессознательным, то западная цивилизация может попасть в ловушку своего же урезанного и искалеченного сознания. Избавившись от старой религии, запад может попасть под влияние новой идеологии, подчас более демонической, которая всегда заполняет пустоту, образующуюся тогда, когда разум перестает считаться с порождающей религии функцией человеческой психики.

Юнг верил, что на человечество возложена историческая задача привести к полноте сознания свое божественное начало. Надежда Юнга на появление более человечной и содержательной духовности основана на его вере в благие устремления бессознательного и ориентированность Самости на целостность.

Юнг выказывал почтение и проявлял интерес ко всем формам мистицизма, так как видел в нем прямое выражение религиозного опыта, являющегося мощным переживанием бессознательного. Если бы открытия мистиков заняли свое место в богословских изысканиях, то любое богословие обогатилось бы  живым опытом общения с началами, помещенными Юнгом в бессознательное. Но признание мысли о естественной близости Бога к человеку содержит явную угрозу для церкви, претендующей на роль единственного подателя истины и искупления.


 На первый взгляд идеи Юнга по поводу религии находятся в ярком контрасте с идеями основоположника психоанализа З.Фрейда. В то время как Юнг определял религиозность как нечто присущее человеческой психике изначально, Фрейд рассматривал религию, как иллюзорный результат вытеснения и сублимации.

Но по сути оба мыслителя говорили о религии, как о продукте психической деятельности человека. Критику религии в статье Фрейда «Будущее одной иллюзии» можно в равной мере соотнести с критикой Юнгом христианства. Рассматривая произведение Фрейда можно увидеть, что его критика фактически относится к религиозным учениям, а не религиозности в понимании Юнга как таковой. Все то, что так яростно критикуется обоими авторами, является фактически проекцией внутренней душевной деятельности человека и соотносится с проявлениями бессознательного.

Фрейд пишет, что религия, несомненно, оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно. Эта идея соответствует Юнговскому амбивалентному отношению к христианству.

Фрейд определяет религию как общечеловеческий навязчивый невроз. Юнг аналогично говорит о вкладе христианского мифа в современную болезнь общества.

Фактически я вижу разницу лишь в том, что Фрейд определяет источник происхождения религиозности, а Юнг постулирует его как врожденный. Но так ли значительна эта разница? Юнговский архетип это скорее психическая предрасположенность, нежели четко сформированная предустановленная позиция.

И Фрейд и Юнг видели будущее человечества за отказом от современных религиозных течений. При этом Фрейд апеллировал к разуму и науке, а Юнг к возврату к контакту с бессознательным. Но не будет ли черпать «фрейдовский» разум свои силы в неиссякаемой и целительной силе бессознательного? Полагаю, что ответ на этот вопрос утвердителен.  


 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...