Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Обучение - СУПЕРВИЗОРСКИЕ ПРОГРАММЫ

Что такое юнгианская супервизия?

Из журнала "Юнгианский анализ", 1/2010


Юлиана Пучкова, аналитический психолог


Александр Родченко на съёмке в Парке культуры. Фото А. Скурихина. 1932Как и в любом другом психологическом направлении, юнгианская супервизия – это форма работы психолога, консультации с более опытным коллегой для получения профессиональной поддержки в практической работе с клиентами. Супервизия также выступает в качестве организационно-методического решения в профессиональном сообществе и нацелена на то, чтобы гарантировать приемлемое качество работы практикующих специалистов. Отсюда и требования к количеству часов супервизии (наряду с требованием к количеству часов личного анализа) при вступлении в различные профессиональные ассоциации и присвоении профессиональных статусов. Например, для вступления в IAAP необходимым условием является набор не менее 150 часов очной индивидуальной супервизии с супервизором – членом IAAP. Супервизия в группе или по скайпу признается с оговорками и уменьшающими коэффициентами.

Мы попробуем отметить некоторые характерные черты юнгианской супервизии (как групповой, так и индивидуальной), что могло бы помочь начинающим аналитикам сформировать полезную установку, представление о том, какое место супервизия его работы должна занимать в его профессиональной жизни, как готовиться к супервизии и чего от нее ждать. При этом мы исходим из представления о сверхзадаче института супервизии как о такой консультативной помощи аналитику в работе, которая увеличивала бы пользу для его клиентов, а также для всего профессионального сообщества в плане внутренних связей и качественного развития и, как следствие, укрепления общественной репутации.

«Супервизия» – калька с английского: supervision – инспектирование; надзор; наблюдение; досмотр; надсмотр; присмотр; руководители среднего звена (собирательное) [1]. «Супервизия является центральным компонентом любой аналитической и психотерапевтической подготовки… и важнейшей частью профессионального развития для всех супервизоров и супервизируемых» [2].  Любая супервизия, словно плацебо, начинает действовать даже в свое отсутствие, задолго до своего фактического начала в кабинете супервизора. Уже фантазия о супервизии и супервизоре, о необходимости вынести на чей-то суд свою работу вызывает фрустрирующее переживание, в ответ на которое мышление ищет опору в тех конструкциях, которые предлагает конкретная школа.

Что говорить на супервизии?


Ответ на этот вопрос и организует основную работу аналитика по осмыслению случая. Сам термин предполагает взгляд сверху как дополнительную точку зрения, триангулирующую отношения аналитика и клиента, делающую картину этих отношений объемной, но и ограничивающую эту картину определенной методологической моделью.

Наверняка и юнгианская супервизия зачастую страдает этим недостатком, но, вероятно, в меньше степени, чем прочие. Ведь дух аналитического подхода заключается именно в неизменном предусматривании чего-то большего и многозначного за буквальным материалом случая, и это не позволяет редуцировать материал к одной однозначной модели. Объективно-клинические оценки здесь на равных, в качестве таких же метафор, соседствуют с субъективными впечатлениями участников, ассоциациями и фантазиями, происходящими из бессознательного, как индивидуального, так и коллективного (группового). С одной стороны, это часто обескураживает, особенно начинающих аналитиков, ждущих прямых советов и подсказок. С другой стороны, именно это обогащение, амплификация каждого случая оставляет для супервизанда возможность индивидуальным образом присвоить нечто субъективно важное из всего услышанного и пережитого на супервизии, а значит, и принять на себя ответственность за свои действия, без чего невозможна профессиональная состоятельность и что особенно важно в начале профессионального пути. Указывая на внутренние противоречия процесса супервизии, Л.А. Хегай соглашается с М. Фордхэмом: «Нельзя позволить естественной витальности разрушить организационный процесс, и также нельзя позволить организации разрушить естественно возникающую витальность, проявляющуюся в спонтанных импульсах и размышлениях» [3]. Если в супервизии удерживаются оба эти полюса – витальности и организованности, тогда может родиться истинный результат: супервизанд из рассматриваемого становится смотрящим сверху (supervising), то есть, заново сформировавшим свою точку зрения.

Расширяющий и обогащающий подход
(в противоположность нормирующему) позволяет делать супервизию даже на малом количестве материала (виньетки), а иногда и буквально из ничего. В качестве примера упомянем случай на групповой супервизии, в котором полноценно обсуждалась преполагаемая (галлюцинируемая) история клиента, его возможный запрос и стратегия работы, при том, что клиент лишь позвонил и поговорил с аналитиком несколько минут, посвятив их жалобам на невозможность бросить курить. Версии группы о том, «что это могло бы быть», пошли, что называется, в куст – исчезающе, гомеопатически скудные данные о клиенте были проамплифицированы не хуже какого-нибудь сновидения из контекста многолетнего анализа.

Юнгианский супервизор, как и вообще хороший практикующий психолог, не дает советов супервизандам, а чаще действует в духе афоризма Юнга о том, что для каждого клиента должна быть изобретена своя терапия. Юнгианская супервизия и есть такое творческое сотрудничество коллег в изобретении новой терапии каждый раз для каждого клиента, несмотря на то, что круг теорий и приемов, которыми пользуются участники, более или менее стабилен. Индивидуальный рисунок случая проступает именно в актуальном его проживании в рамках супервизии.

В юнгианской традиции мы относимся к супервизии еще и как к каналу преемственности в профессии, но не только на сознательном обучающем уровне. Встреча коллег в формате супервизии не только идет на мельницу случая (по выражению Ирвина Ялома), но и позволяет поддерживать незримые связи, скрепляющие сообщество как по горизонтали современников, так и по исторической вертикали. Работая вместе, мы как будто входим в контакт с общим «тонким телом» аналитической психологии в целом, переживая общность с теми, кто до и помимо нас занимался этим ремеслом (и, может быть, фантазируя о наших преемниках). Идея «прямой передачи» получает актуальное воплощение всякий раз, где двое (и более) соберутся для обсуждения случая. Личный контакт с супервизором встает в цепь «прямых передач» с супервизорами супервизора до исходного колена – лично основоположника аналитической психологии как символической фигуры, объединяющей сообщество.


Наталья Ретеюм, аналитический психолог, кандидат IAAP, студентка Института Юнга в Цюрихе:

"Хотя новичку остро необходимы поддержка и помощь в осмыслении материала, сначала перспектива супервизии пугает. Начинающий может бояться критического взгляда на свою работу. Действительно, супервизор может конфронтировать аналитика, чтобы сделать очевидными слепые пятна, мешающие работе.

Однако умение использовать супервизию – навык, который приходит постепенно. По мере того, как он развивается, на смену страху приходят удовольствие и интерес. Для меня он связан в первую очередь с тем, что супервизия не только аналитична, но скорее является глубоко творческим процессом, укорененным в символическом и бессознательном. Юнг первым привнес в психологию идею о тонкой связи между людьми, о «поле» взаимосвязей, которые он, следуя алхимикам, называл Unis Mundus. Поле проявляется в своего рода феномене переноса, который возникает между анализом и супервизией, констеллируя параллельные процессы. Рассказывая о клиентском случае на супервизии, аналитик может почувствовать себя медиумом, проводником, который воссоздает атмосферу анализа для супервизора. И если нюансы взаимодействия аналитика и супервизора рассматриваются символически в контексте презентуемого случая, то результаты могут быть увлекательными и полезными. Отдельное удовольствие - наблюдать как клиент начинает сессию, следующую за супервизией, со слов, которые буквально цитируют или отражают дух того, что стало результатом супервизии.

В цюрихской школе супервизия в большой степени концентрируется вокруг продуктов бессознательного – рисунков, текстов, снов клиента. Особое внимание уделяется анализу снов за некоторый значимый период времени, так называемых серий снов. Внимание к самовыражению клиента также позволяет сделать атмосферу супервизии особенно чувствительной к индивидуальности, к уникальным аспектам данной работы. Юнгианские супервизоры цюрихской школы не догматичны в отношении рамок и правил анализа и могут с уважением отнестись к отступлениям от принятых стандартов, если такие изменения ощущаются как внутренне обоснованные, укорененные в индивидуальном процессе данного клиента и аналитика".


_____________________

[1] Сетевой словарь Multitran.ru.
[2] «Супервизия супервизора. Практика в поисках теории». Редакторы-составители: Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм. – М., Когито-Центр, 2006 г.
[3] Хегай Л.А. О юнгианской супервизии. Тезисы доклада 22 сентября 2004 г. Библиотека МААП
 
 

Супервизионные группы
 

  Супервизорская группа по детскому психоанализу Скавитиной А. В.

Координатор проекта в этом году аналитик Осадчая Алена т+7 (903) 743-48-83

  Групповая супервизия

Преподаватель: Шатунова Татьяна
Открыт набор на осень 2016 года.
занятия по средам с 18:00 до 21:00

Контакты: Татьяна +79162111413 childpsy@list.ru

  Групповая супервизия

Преподаватель: Пуртова Е.А.

Запись: pourtova@yandex.ru

  Программа "Супервизия в песочнице"

Преподаватель: Андреева В.

Запись:8-915-077-58-80 (Виктория) Andviktoriya@list.ru

  Супервизорская группа Первушиной Т. и Прилуцкой М.

Ведущие: Прилуцкая Мария, Первушина Татьяна

Запись:8-910-431-49-89 (Татьяна) petan@inbox

  Супервизорская группа Эрик С. и Колпаковой Г.

Ведущие: Эрик Светлана, Колпакова Галина

Запись: Галина 8 916 628 52 39 k_galina@inbox.ru

  Практика для студентов МААП и начинающих аналитических психологов

Работа с клиентами и супервизия в группе.
Ведущая: Светлана Костина-Ерыкалова
Запись: atlana@yandex.ru

 

 

 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...