Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Кто смотрит наружу, спит; кто смотрит вовнутрь, пробуждается.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Рецензии - Рецензия на книгу Л.Зойя "Отец" (Светлана Бахтина)


Два отца, два сына, да дед со внуком, а их всего трое (загадка)


Хочется сказать спасибо Луиджи Зойя за большую проделанную работу по реконструкции архетипа Отца. В современном обществе поиск отсутствующего отца действительно актуален, и хочется добавить, что он важен не только для сыновей, но и для дочерей.


За три дня, пока я ходила на Конференцию и слушала лекции Луиджи, в моей семье произошли некоторые синхронистичные события. Мы живем, что называется, нуклеарной семьей — я, мой муж и наш трехлетний сын. Пока я социализировалась, у мужчин было достаточно времени для общения друг с другом. После первого дня Конференции, они рассказывали, как вместе чинили машинки, прибивали дощечки и ремонтировали качавшийся детский стульчик. Слушая их я радовалась, что  у сына с отцом есть много общего. Вернувшись домой после второго дня Конференции, я удивилась, потому что к вечеру они помыли полы и приготовили ужин — то есть выполнили женскую работу по дому, хотя я их об этом не просила. В этот момент я почувствовала себя «работающим отцом», который должен что-то принести в дом, где его так ждут. После третьего дня Конференции, на которой Луижди говорил о новом поколении «мягких отцов», выполняющих вторичную женскую функцию, я всерьез задумалась, и первый внутренний отклик был: А если бы у нас была бабушка?


Мне подумалось, что тема поиска отсутствующего Отца —  только одна из сторон проблемы современного общества. Ее стоит рассмотреть в контексте семьи как базы для возникновения самих отношений Отец-Сын. И я отправилась на поиски собственных ответов на вопросы, озвученных на Конференции, и воспринятых мной как вызов для дальнейшего развития и моей семьи в том числе.


Толчком стал яркий пример Луиджи о вертикальном «поднятии вверх» сына отцом. Небольшое расследование показало, что в описанный период, греки жили трехпоколенной семьей. Это значит, что под одной крышей вели хозяйство: Отец, его жена, их совместные дети, жены сыновей (а иногда и мужья дочерей), дети детей, и даже рабы. Все они, включая рабов, носили фамилию Отца, который фактически был дедом. (англ.Family -семья). Рождение ребенка действительно было праздником и спустя 7 (или 9 дней) отец совершал обряд амфидромии. (греч. amphidromia, от amphi - вокруг, и dromos - бег)  Он поднимал ребенка вверх, а затем обносил вокруг очага и клал на пепел. Причем, в доступных мне источниках не указывается, был ли это именно мальчик, просто - младенец. И я не нашла никаких указаний, что для принятия в семью новорожденной девочки была какая-то иная церемония. Возможно, отец не только провозглашал таким образом наследника мужеского пола, но и принимал в семью очередного ребенка независимо от пола. Другое дело, когда отец отказывался совершать обычай амфидромии, то ребенка в прямом смысле выбрасывали на улицу (вспомните новорожденного Эдипа). Причины могли быть разные, не будем сейчас на них останавливаться, просто запомним этот факт. Конечно это был патриархат, где глава семьи, Отец-дед единолично принимал все решения для семьи, и его сыновья, жившие с ним, и даже имевшие своих детей, должны были подчиняться воле патриарха. Правда, мне осталось не совсем ясным, какой именно отец совершал этот обряд- Отец-патриарх или отец-родитель? И если отец-родитель поднимал ребенка, то мог ли Отец-патриарх единоличным решением выгнать младенца на улицу?  В таком контексте, мне кажется, уместнее говорить не только о связи Отец-Сын, но скорее о связи Отец-Сын-Сын Сына, то есть в одной трехпоколенной семье  существовало два поколения отцов и два поколения сыновей. Кто в данном случае был ядром семьи, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, крутились все родственники? Мне кажется, что ответ не столь очевиден. Ведь пока отец возьмет сына под опеку (для древних греков возраст сына должен был быть  от 7 лет), и начнет водить с собой в мастерскую, на поле или на охоту, кто и как до этого воспитывает сына в уважении к тому же отцу?


Но если с греками не все так просто, то давайте обратимся к нашей хорошо знакомой отечественной истории.


Еще 100 лет назад в русской деревне в родительской семье обычно оставались все женатые сыновья со своими женами и детьми. Для того чтобы сложилась и была зафиксирована статистикой трехпоколенная неразделенная «отцовская» семья, надо было, чтобы в семье старшего поколения был хотя бы один сын, доживший до возраста, когда он может жениться и иметь детей, и чтобы хотя бы один из его родителей был жив к этому моменту.  (один из родителей — патриархат это или матриархат?) Заметим, что, видимо, один родитель (даже если это отец) и дочь или несколько дочерей уже не являлись бы трехпоколенной отцовской семьей.


И до сих пор у нас встречаются трехпоколенные семьи,  наряду с нуклеарными. По одним, ориентированным на запад, оценкам это «пережиток» аграрной эпохи, по другим источникам — это и есть самая устойчивая форма семьи, т.к в ней представлены все три возраста человека: Детство, Зрелость и Старость. Или, другими словами, у нее есть Будущее, Настоящее и Прошлое. Стоит только обратиться к нашим пословицам, как рисуется  живая  и объемная картина русской семейной жизни:


Отец всегда веселится, когда сын родится.

Сын хорошим не родится, а воспитывается.

Сын отца глупее— жалость, сын отца умнее— радость

Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — вот сын.

Одно дитя роженое (дочь, сын), другое суженое (зять, невестка).

Корми сына до поры: придет пора - сын тебя прокормит.

Корми деда на печи: и сам будешь там.

У кого есть дед, у того и обед.

Родится сын — оценишь (своего) отца, станешь матерью — оценишь  (свою) мать.

Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота. (патриархат это или матриархат?)

Два отца, два сына, да дед со внуком, а их всего трое. (отец, сын, внук)

Две матери, две дочери, да бабушка со внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка).

Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка— щиток, кулак— молоток (т. е. заступается).

Бабушке— один только дедушка не внук.

Семья — семь я ( дед, бабушка, отец, мать и три сына?)

Вся семья вместе, - так и душа на месте.


Как мы видим, пословицы учат гармоничным взаимоотношениям в большой отцовской семье. И когда отец среднего поколения с уважением относился к своему отцу старшего возраста, он понимал, что именно так к нему будут относится и его дети. Может быть это и есть настоящее мужское воспитание?

Но в современной трехпоколенной семье многое выглядит конечно иначе, чем те же 100 лет назад. Хотя, что-то остается неизменнным и ныне. Например, не замечали ли вы, что внуки похожи на старшее поколение отцов, а не на родителей? Т.е гены передаются не по прямой линии, а через поколение. Думается, что это не случайно, ведь генетическая память человека весьма последовательна, и это сходство действительно для чего-то нужно природе. Может быть, как раз для того, чтобы дедушки и бабушки любили и хотели воспитывать именно внуков? И если внук так похож на деда — не истинное ли это доказательство родства, столь «неочевидного» для отцов?


А что же что такое современная, нуклеарная семья?  По рекомендациям статистической комиссии ООН для переписи населения,  ядро семьи — определяется как два и более человек, проживающих в одном домохозяйстве и имеющие отношение друг к другу как:


    • муж и жена
    • сожительствующие партнеры
    • брачные (зарегистрированные) пары одного пола
    • родитель и ребенок.

То есть муж и жена, проживающие вместе, считаются теперь семьей, независимо от пополения родителей и детей. Только четверты вариант частично может совпадать с предыдущими представлениями об отцовской семье (если ребенок мужского пола в старшем детородном возрасте). Но насколько нуклеарная семья жизнеспособна, если с одним из членов что-то случается? И можно ли в таком случае называть  это шаткое положение пары — семьей?

Мне видится, что задача современного общества не только в поиске отсутствующего отца-патриарха, но и в поиске и восстановлении ядра семьи, ведь в трехпоколенной полной семье отец был как-бы продублирован сыном, ( а то и двумя-тремя сыновьями) и когда он умирал, его место занимал старший из них. В нуклеарной семье это правило уже не действует, т.к. сыновья стремятся жить отдельно от родителей. Еще одна проблема — современные дети-подростки все реже воспринимают авторитет родителей, может быть, отчасти еще и потому, что они не видят уважительного отношения со стороны своих родителей к дедушкам-бабушкам. Ведь как известно, только личный пример воспитывает. Да и современные (нарциссические) бабушки не очень стремяться сидеть со внуками, предпочитая, даже будучи на пенсии, работать или заниматься личной жизнью. Возможно, за бабушек стоит порадоваться, а вот за внуков?

Пока писалась статья, вспомнилось, что недавно в сети интернет прошло такое сообщение: «Новости из Америки. Ученые проанализировали зубы древних людей и обнаружили, что неандерталец имел в несколько раз меньше шансов стать дедушкой (или бабушкой), чем Homo Sapiens.


30-летний порог десятки тысяч лет назад с трудом перешагивали и первые, и вторые. Но Homo Sapiens делал это чаще: на одного дедушку-неандертальца приходилось 2-3 дедушки-Homo Sapiens.


Что это значит в практическом смысле? Группа могла транслировать больше опыта, следовательно, потомки Homo Sapiens были немного опытнее потомков неандертальцев. Также ученые нашли следы древних детских садов Homo Sapiens, которые стали возможны благодаря продолжительной жизни старшего поколения."
Логично предположить, что воспитателями в первобытном «детском саду» могли быть не юные особи женского пола, а тридцатилетние бабушки, ведь они уже имели родительский опыт. Таким образом, бабушки воспитывали маленьких детей (пока их родители "работали"), а дедушки - старшее поколение "сыновей", передавая знание от мужчины к мужчине. Возможно, бабушки и дедушки (независимо, патриархат это или матриархат) -  и есть утраченное ядро семьи, лишившись которого мы можем  вымереть, как неандертальцы.


Ну, а что касается моей семьи, то когда муж играет с нашим сыном, подбрасывая его над кроватью вверх, почти до потолка, оба находятся в диком восторге. Мне казалось непонятным и даже опасным такое поведение, но после лекции Луиджи Зойя я снова убедилась, что архетипы не умирают, независимо от структуры семьи, у отца и сына будут свои, исконно мужские игры и занятия. И это, конечно, добавляет надежды, что не все еще потеряно, и что нечто важное, заложенное далекими нашими предками, целостно и ценностно сохранено бессознательным. И я уже задумываюсь о том, какой именно бабушкой для своих будущих внуков я хотела бы стать.


Светлана Бахтина


 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...