Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Важность приобретения индивидуального смысла жизни будет, возможно, отрицать тот, кто как социальное существо находится ниже общего уровня приспособленности, а уж тот, чье честолюбие не поднимается выше разведения скота, будет это делать наверняка. Тот же, кто не принадлежит ни к одной из данных категорий, рано или поздно столкнется с этим неприятным вопросом.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Рецензии - «Ведьмы и герои»


Рецензия на книгу «Ведьмы и герои» Полли Янг-Айзендрат.


Книга «Ведьмы и герои» написана юнгианским аналитиком, активным участником феминистского движения, что накладывает определенный стиль на изложение проблемы семейных взаимоотношений. В основе книги лежит средневековое сказание, интерпретация которого имеет отношение ко многим супружеским отношениям. Автор рассматривает легенду о рыцаре Короля Артура, сэре Гавейне, и леди Рагнель. Так как Полли Янг-Айзендрат является участницей движения феминисток, её взгляд на проблему основывается на мнении о притеснении женщин в обществе, а также подавлении собственных желаний.   

Легенда гласит, что сэр Гавейн сдержал слово, данное Королю Артуру, и женился на безобразной ведьме, которая спасла ему жизнь.  При этом оказалось, что ведьма была заколдованной принцессой, расколдовать которую мог только мужчина, добровольно взявший её в жены, и позволивший сделать ей свободный выбор относительно своей судьбы. Дело в том, что Рагнель могла быть либо красавицей днем, а ночью ведьмой, тогда она была бы отрадой для друзей рыцаря, но сам Гавейн видел бы её только в некрасивом облике. Либо наоборот – ночью красивая принцесса, радующая его, но все остальные люди знали бы её как ужасную ведьму. Гавейн не стал делать выбор за Рагнель, предоставив ей самой принимать решение за свою жизнь и нести за него ответственность. Это оказалось тем, что сняло заклятие – предоставить женщине делать то, что она хочет.

Данная метафора отражает также еще один значимый факт. Расщепление женской         красоты – публичное воздействие на многих и удовольствие для одного. Мужчина может восхищаться высоконравственной, образованной, благородной женщиной, которая может быть и хорошей хозяйкой, и прекрасным собеседником, но при этом у него к ней не возникает сексуального желания. Для мужчины бывает невыносимо находиться рядом с независимой и свободной женщиной, так как традиционно считалось, что жена принадлежит мужу, а это может быть угрозой над репутацией мужчины. Таким образом, по мнению автора книги, мужчина испытывает страх перед сильной женщиной, так как не признает свою Аниму, вытесненную фемининность. Если он её признает, то он позволит женщине быть такой, какой она хочет быть. И легенда о рыцаре и принцессе гласит о том, что восстановление красоты и жизненных сил женщины зависит от того, признает ли партнер её значимость и авторитет.

Надо отметить, что для мужчины нелегко сделать подобный выбор по нескольким причинам. Во-первых, объятие с ужасной ведьмой метафорически означает признание своей слабости, риск социального осуждения, чувство вины. С другой стороны, если он откажется от принятия ведьмы, это может означать уход от трудностей во взаимоотношений со всеми женщинами и потерю возможности своего дальнейшего личностного развития. Мужчина должен усвоить ценности женщин и понять сущность фемининности. При этом,  «поцеловать ведьму» - героический поступок.

Проблему дезадаптивных супружеских отношений автор книги видит в нарушении базового доверия. Истинная близость понимается как способность получения удовольствия во всех сферах общей жизни, в том числе сексуальная близость, свобода  в выражении эмоций, взаимное доверие и уважение. Но женщина не может всегда оставаться принцессой. Если мужчина, как я уже сказала, не признает за ней право самой делать выбор в своей жизни, рано или поздно женщина может попытаться вырваться из-под гнета бытовых проблем и обязанностей, захочет заняться собой, карьерой, образованием или чем-то еще. Тогда мы сталкиваемся с таким известным архетипическим состоянием, как ведьма, стерва, мегера – образ доминирующей, властной, подавляющей матери, которая стремиться контролировать семейную жизнь любой ценой. Согласно своей социально-половой роли женщина должна заниматься воспитанием детей, выстраивать отношения с детьми, на работе. А мужчине предписано быть агрессивным и стремиться к обособленности, что проявляется в увеличении психологической дистанции.

Женщина в роли ведьмы ощущает себя хуже, злее, безобразнее, чем другие женщины. Ощущает себя человеком второго сорта. Женщина может периодически входить в роль ведьмы, когда она чувствует себя недооцененной, непонятой, в состоянии усталости или перенапряжения.

Если произошла полная идентификация женщины с ведьмой, то её можно узнать по внешнему виду, на который она давно махнула рукой.

В то время, как женщина играет роль Ведьмы, её муж может выступать в роли Быка или Героя. Например, автор разбирала случай Ларри и Луизы, когда супруг жаловался на то, что его жена несчастлива, хочет ей помочь, но не знает, как это сделать, и обращается  к терапевтам за помощью. Вместе с тем он недоволен многими аспектами семейной жизни, в частности стилем воспитания детей и обесценивает её заслуги. При этом, Луиза жалуется на отказ мужа помогать ей в домашних делах, а он, в свою очередь, сопротивляется изменениям и отрицает свою роль в возникновении семейных проблем. Ларри говорит, что он зарабатывает деньги, так как Луиза не в состоянии будет содержать всю семью.

Идентификация мужчины с быком предполагает защитную позицию (агрессия и доминирующее поведение). Мужчина постоянно защищается от собственных чувств, которые кажутся ему неприемлемыми – нежности и любви.

Мне показалась интересной  техника терапевтической работы с семейными парами в рамках юнгианского подхода, который применяет автор книги. Используя метафоры, клиент должен быть в готов воспринимать объяснение своих семейных проблем в таком несколько нетипичном виде. Семейная пара сидит во время сеанса спиной к терапевту (их как правило два). Это позволяет терапевтам оценить взаимоотношения супругов сразу в нескольких аспектах. Например, как они общаются между собой, доверяют ли терапевтам, сидящим за их спиной, как часто оборачиваются и т.д. Если терапевты в процессе терапии обнаруживают, что клиентам необходима индивидуальная терапия, они могут работать индивидуально с каждым из супругов.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что описанная выше метафора как одна из форм работы  с семейными парами меня очень заинтересовал и я планирую применять его в своей работе.


Бубнова Марина


 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...